Юрий Павлович один из выдающихся архитекторов-реставраторов, много сделавших для восстановления послевоенного родного Пскова.
Он родился 3 июня 1909 года в семье Павла Константиновича и Ольги Федоровны Спегальских. Мать будущего архитектора происходила из достаточно известной в городе семьи Печенко. Отец был каменщиком, мастером по декоративной лепке и служил столоначальником Казенной палате Псковской губернии. Павел Спегальский был мобилизован в период Первой мировой войны и скончался в Челябинске в 1918 году.
После смерти отца юный Юрий Павлович во многом стал продолжателем его творческих начинаний. С детства будущего архитектора привлекала красота Псковской земли и её удивительные древние памятники зодчества.
В 13 лет устроился работать помощником печника, а в 15 лет во время переезда семьи в Ашхабад сбежал и вернулся в Псков. С этого времени начинается самостоятельная жизнь Юрия Павловича. С этого времени Спегальский все больше увлекается изучением древнего зодчества Пскова, что в дальнейшем станет главным делом его жизни. С 1925 года он становится участником Псковского общество краеведения, где становится одной из заметных фигур этой организации.
В 1926 году в кружок псковских краеведов входило 35 человек, проведено 8 экскурсий, сделано несколько десятков докладов, а также выпускалась стенгазета «Наш край». После съезда краеведов в 1927 году Юрий Павлович стал кандидатом в бюро краеведов. В это Спегальский выступал докладами о псковском зодчестве, а также опубликовал статью «О значении памятников древнерусской архитектуры».
После окончания школа будущий архитектор организует в Пскове «Художественную студию», в которой он и его сверстники обучались рисунку, живописи, пластике. Благодаря этим занятиям Спегальский в 1928 году поступает на архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде (через год переведен на аналогичный факультет в Ленинградский инженерно-строительный институт).
После окончания института Юрий Павлович устраивается на работу отдел охраны памятников при Леноблисполкоме. Это позволило исследовать памятники не только в окрестностях северной столицы, но и Пскове, который в то время входил в состав Ленинградской области. В этот период жизни Спегальский занимался обследованием Кирилло-Белоозерского монастыря, восстановлением Гремячьей башни, реставрацией Вторых палат Меншиковых.
В начале Великой Отечественной войны Спегальский был Ленинграде. Находясь в блокадном городе, в 1941 — 1942 гг. у него появляется идея восстановления псковской старины на основе создания «архитектурных заповедников», а также создает серию рисунков «По Пскову XVII века». В 1943 году, будучи на лесозаготовках, Юрий Павлович разрабатывает проект планировки архитектурных заповедников в Пскове.
После освобождения в 1944 году Пскова Спегальский был поставлен во главе Псковской областной инспекции охраны памятников. В 1945 году он предложил план создания охранных зон на территории города. В итоге охранные зоны, древние улицы, площади были утверждены в послевоенном генеральном плане Пскова.
План заповедника на Полонище
Предложенный Юрием Павловичем проект архитектурных заповедников предусматривал органичную связь новой планировки и застройки города с градостроительными и архитектурными приёмами древних мастеров. Спегальский полагал, что «… надо проводить восстановление Пскова, как в интересах сохранения культурного наследия древнего города, так и в интересах развития архитектуры нового социалистического Пскова… Без выявления характерных черт Пскова, выявления его памятников и включения их композицию всего города невозможно решить планировку и застройку Пскова с наибольшим архитектурно-художественным эффектом».
Юрий Павлович предлагал разделить город на зону «свободной застройки» и территорию, на которой находится скопление памятников и, соответственно, это часть Пскова, по его мнению, требовала особого отношения и регулирования. По планам Спегальского в послевоенном Псков делился на три группы заповедников:
в первую группу были включены памятники архитектуры и археологии, имевшие наибольшее значение. К ним относились Кром, Довмонтов город, Гремячья гора, Волчьи Ямы, Пески и Городец
к второй группе были отнесены Полонище, Петровский конец, Запсковье и Завеличье, где располагаются отдельностоящие памятники древнепсковской архитектуры
в третью группу вошли древние улицы, которые сохранили свою конфигурацию и рельеф, но не имеют старинных зданий.
Идеи Юрия Павловича не были полностью реализованы, но идея создания архитектурных заповедников стала основой для современного охранного зонирования.
Вскоре после войны (в 1946 г.) в Пскове создается проектно-реставрационная мастерская, её руководителем назначают Спегальского. Во многом благодаря деятельности Юрия Павловича на этом посту удалось сохранить и отреставрировать многие памятники псковского церковного зодчества, а также старинные палаты XVII века. Под его руководством были приведены в порядок церкви Николая со Усохи и Богоявления с Запсковья.
В 1947 году Спегальский вынужден был уехать Пскова, но несмотря на это задача сохранения и популяризации наследия древнего города, была главным делом его жизни.
Каждый труд написанный Юрием Павловичем пропитан уважением к искусству древних зодчих. В одной из своих работ он писал: «В XVI веке псковские мастера-каменщики достигли поразительного умения в свободной ассиметричной компоновке объемов. Их исключительная способность выявить и подчеркнуть величину храма каким-либо небольшим, к тому же необходимым в практических целях придатком к основному объему — сходом в подцерковье или часовней — поистине неподражаема, как неподражаемы умение создать и использовать разнообразнейшие и красивейшие сочетания света и теней, умение заставить играть во всю силу самый затейливый орнамент, самое простое по исполнению».
Важным моментом в творческой биографии Юрия Павловича стало издание книги «Псков. Художественные памятники» в 1963 году, которая является не только научной монографией, но и хорошим путеводителем по древнему зодчества.
Еще одной важной и интересной книгой является альбом «По Пскову XVII века», в котором представлены рисунки автора являются не изображениями памятников старины в существующем виде, а попыткой научной реконструкции изначального облика зданий. Некоторые современные авторы критикуют эти рисунки, но так или иначе, альбом Спегальского — это важный вклад в дискуссию о том, как выглядели постройки XVII века в Пскове.
Мечта продолжить заниматься сохранением псковской старины не оставляла Юрия Павловича после вынужденного отъезда в Ленинград. Она исполнилась только в 1968 году, когда он становится руководителем Псковских реставрационных мастерских. К сожалению, этот период в жизни выдающегося архитектора-реставратора оказался недолгим (с сентября 1968 по январь 1969 года). Юрий Павлович скончался 17 января 1969 года, что не позволило ему осуществить многие замыслы и проекты. Однако многие идеи предложенные Спегальским стали основой для работы по сохранению памятников старины в современности. А вдохновение, сила, понимание эстетики зодчества, с которыми Юрий Павлович отстаивал сохранение памятников псковской старины, до сих пор вызывают уважение у жителей города и исследователей древнерусской архитектуры.
Для того чтобы почувствовать силу личности Спегальского стоит посетить его музей-квартиру в Пскове (Октябрьский проспект, 14).
POWER Full 14
POWER Full 14
POWER Full 14
POWER Full 14
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с условиями бронирования счёта